Фильмы, поп-музыка и видеоигры – все они заимствуют музыку из оркестра. Заимствование взамен помогает мне вовлекать в свою деятельность как можно больше молодых людей.
В 2019 году на концерте Бостонского общества Генделя и Гайдна финальный аккорд Масонской траурной музыки Моцарта то нарастал, то стихал в благоговейной тишине. В любой другой вечер знатоки такого мероприятия замерли бы на несколько секунд, прежде чем разразиться аплодисментами. Но в этот раз эта священная тишина была пронзена пронзительным «Ух ты!» из партера, где Ронан, девятилетний ребенок с особыми потребностями, присутствовавший вместе со своим дедушкой, больше не мог сдерживать свой энтузиазм, высказав свой восторженный отзыв на месте. Этот момент был запечатлен местным радио, и в конечном итоге он попал в социальные сети, где я обнаружил его вместе с десятками тысяч других людей. Слушая, я отметил про себя, что как профессиональный дирижер я был бы рад пробудить в юном слушателе такое спонтанное восхищение, тем более, что именно детское знакомство с оркестром пробудило во мне любовь к классической музыке и побудило меня построить полноценную карьеру в служении ей.
Я вырос в Тринидаде и Тобаго в конце 70-х и начале 80-х, где, не особенно интересуясь калипсо или карнавалом, я был очарован оркестровыми саундтреками к фильмам, ежегодными постановками Оперного общества страны и телевизионными трансляциями концертов в прямом эфире из Studio 8H, площадки NBC, где выступал Нью-Йоркский филармонический оркестр (NYP). Когда мне было всего лишь столько же лет, сколько Ронану, я записал на видео одно такое выступление с участием сопрано Леонтин Прайс, скрипача Ицхака Перлмана и дирижера Зубина Мехты, и смотрел его до тошноты, пока в один трагический день аппарат не съел пленку. Теперь я понимаю, что каждый раз, когда я смотрел этот концерт, я тоже думал: «Ух ты!» и представлял, каково это – услышать игру NYP в реальной жизни или даже сделать то, что делал Мехта.
Но что насчет сегодняшних детей? Некоторые комментаторы хотели бы заставить нас поверить, что привлечь молодежь к оркестровой музыке сейчас принципиально сложнее, чем в мою юность, связывая жанр с необходимостью всего: от предварительных знаний до высокого дохода, не говоря уже о его требованиях к современной концентрации внимания, атрофированной Интернетом и социальными сетями. Текущий контекст может быть другим, но по моему опыту основы восприятия музыки постоянны, и связь является ключом.
Всякий раз, когда я слышу, как люди называют оркестровую музыку загадочной или несовместимой с юными ушами, мне приходит в голову, что любой молодой человек, который наслаждался фильмом Marvel или «Звездные войны», слышал продолжительное оркестровое выступление (своего рода) и, возможно, был бы готов услышать и увидеть больше, если бы оно было представлено в таком же образном и соотносимом контексте. Так, летом 2019 года я был взволнован, присоединившись к уже популярному CBeebies Proms для Off to the Moon, «образовательно-развлекательного зрелища», посвященного 50-летию со дня высадки первых астронавтов на Луну, с гигантскими видеоэкранами, моделью ракеты Saturn V, новой работой Ханса Циммера, любимыми телеведущими в качестве экипажа и мной в роли дирижера Командира миссии! Кинематографическое присвоение? Возможно, но популярное кино заимствовало некоторые из своих самых ярких музыкальных выражений из мира концертов, поэтому будет справедливо, если мир педагогических концертов в ответ время от времени будет перенимать у него стиль повествования в кинематографе.
Мой собственный симфонический оркестр Шарлотты (CSO) в Северной Каролине использует похожие методы для создания программ, актуальных для молодежи. Опираясь на прочные отношения со школами-партнерами, будущие проекты, ориентированные на поколение Z, включают концерты, демонстрирующие музыку из популярных видеоигр или объединяющие музыку Бетховена и Бейонсе, подобные которым недавно вызвали рост посещаемости наших молодежных концертов.
Мы также выводим нашу музыку за рамки обычного контекста: CSO Roadshow выступает напрямую перед сообществами по просьбе их руководства и в сотрудничестве с ними для выбора контента. Все это бесплатно для них, потому что сделать оркестровую музыку более доступной – это не только мотивационное, но и финансовое соображение. Я знаю, что это правда, потому что всего через девять лет после видеокатастрофы в Тринидаде я оказался в Лондоне среди толпы «выпускников», заплатив сущие копейки, чтобы увидеть, как Мехта, единственный знакомый мне цветной дирижер, дирижирует NYP в Королевском Альберт-холле. Это был последний момент моей жизни, когда я «Ух ты!», который стал возможен благодаря правильной цене.
После моего путешествия на Луну на Proms 2019 я вернулся в Королевский Альберт-холл для Ocean Adventure в 2022 году и снова для Wildlife Jamboree в этом году – не в последнюю очередь потому, что оплата вперед «силы вау» с той самой платформы, которая подарила ее мне, когда я был мальчиком, была уникально удовлетворяющей. На моем последнем CBeebies Prom, когда я вышел на сцену, я услышал предварительный вздох аплодисментов от публики, который озадачил меня. За кулисами после шоу режиссер поделился со мной, что это был тот момент, когда дети с волнением узнали своего надежного музыкального друга и единственного дирижера, которого они знали, благодаря просмотру предыдущих Proms на iPlayer. Я подумал: если это сигнализирует о начале музыкального путешествия длиною в жизнь хотя бы для нескольких из них, то круг замкнулся. Миссия выполнена.
Кваме Райан – симфонический и оперный дирижер из Германии. Он является музыкальным руководителем Симфонического оркестра Шарлотты и приглашенным дирижером по всему миру.