Посетив детский сад и начальную школу, я увидел, как на самом деле можно изменить условия обучения в раннем возрасте.
Паника и визгливый разворот. Премьер-министр отверг утверждения о том, что 1 апреля, в день, когда началось право на 15 часов в неделю, в Англии на каждого двухлетнего ребенка (с работающими родителями) было слишком мало мест в детских садах. Он даже сказал: «Уровень персонала увеличился, и в этом секторе работает больше людей, а количество рабочих мест также увеличилось за последний год». За пределами Палаты общин вы могли бы назвать это неправдой. Реестры Ofsted показывают снижение количества мест в первые годы обучения каждый год, начиная с 2016 года: только за год до ноября 2023 года было потеряно 17 800 мест.
Как обычно бывает с необоснованной политикой консерваторов, грубая правда в конечном итоге бьет их по голове. Министерство образования только что признало, что ему нужно больше 85 000 мест в детских садах и 40 000 сотрудников, чтобы иметь возможность достичь своей цели по расширению 30 бесплатных часов для детей в возрасте девяти месяцев к сентябрю 2025 года. Список самых непопулярных профессий Великобритании. Нил Лейтч, глава Альянса раннего детства, сказал мне: «Притворяться, что все решено, в лучшем случае бесполезно, а в худшем – стыдно». Альянс представляет 14 000 питомников и управляет 41 некоммерческим питомником, часто в бедных районах. «Все они могли бы принять больше детей, если бы мы смогли найти квалифицированный персонал», – говорит он, но многие уходят из-за усталости и низкой зарплаты.
В понедельник правительство похвалилось, что 195 355 двухлетних детей уже получили финансируемые места. Это хорошая новость, однако, согласно последним оценкам Управления национальной статистики, в Англии насчитывается более 600 000 двухлетних детей. В среду ждите разгромного отчета Госконтроля: никто не думает, что всем детям в возрасте от девяти месяцев до пяти лет найдутся места, где они смогут получить эти 30 бесплатных часов в неделю.
Надо отдать должное: меры жесткой экономии Тори значительно расширили обещания первых лет. Но канцлер вытащил это из головы для бюджета на 2023 год, не посоветовавшись с ошеломленными поставщиками детских садов. Копирование популярной политики Лейбористской партии Тори – хорошая идея, поскольку у нее нет собственной. Поразительно, но правительство, сокращающее все, оплатит 80% «заботы о детях» в Англии (я еще вернусь к этому слову).
Но где места? Они утверждают, что 79% двухлетних детей, чьи родители подали заявление до 31 марта, получили «подтверждение кода» и могут претендовать на место в детском саду. Но многим из них нет места, говорит Лейбористская партия: они стоят в списках ожидания, а некоторые неблагополучные районы представляют собой детские «пустыни». В прошлом году лейбористы заявили, что на каждое место в Англии приходится по два ребенка. При этом предусмотренное соотношение персонала и двухлетних детей было смягчено с 1:4 до 1:5.
Правительство называет это «уходом за детьми», поскольку его заявленная цель – «поддержать более активное участие родителей на рынке труда»: по оценкам OBR, на работу выйдут еще 60 000 родителей. Увеличение роста ВВП и уменьшение потребности во всеобщем кредите являются хорошими мотивами, но только до определенного момента. Прислушайтесь к языку: политика Тори по «заботе о детях» направлена на хранение детей, в то время как более дальновидная политика касается детского образования, которое меняет всю жизнь ребенка.
Этот «уход за детьми» также означает, что на него имеют право только двухлетние дети с работающими родителями, что расширяет социальную пропасть: дети, больше всего нуждающиеся в хорошем детском саду, являются самыми бедными, и, скорее всего, у них есть зависимые, психически больные или безработные родители. . Добавьте к этому десятки тысяч детей-мигрантов, чьи родители «не имеют доступа к государственным фондам», которым отказывают в равном обеспечении яслями.
Теневой министр образования Бриджит Филлипсон сделала ранние годы приоритетом лейбористов. Она планирует «беспрепятственную поддержку от окончания отпуска по уходу за ребенком до окончания начальной школы» – и теперь Тори пытаются вмешаться в идею Лейбористской партии.
Бесплатные клубы для завтраков для всех праймериз в Англии – это первый шаг в ее видении комплексной поддержки детей: в каждой средней школе есть консультант по психическому здоровью. Она планирует создать детские сады, встроенные в систему образования, в начальные школы, где есть свободные места, поскольку их количество сокращается. Помните, правительство запретило советам создавать детские сады чисто из идеологических соображений, потребовав, чтобы все они были частными. Лейбористская партия утверждает, что правительство, паникующее из-за нехватки мест, недавно сняло этот запрет и теперь принимает план Филлипсона: советы могут открывать поддерживаемые детские сады и размещать их на территории государственных школ.
Тори собираются воспользоваться еще одной давней политикой Филлипсона: Ofsted может отказаться от своих жестоких односложных суждений в пользу более разностороннего мнения о школах и детских садах. Если Сунак хочет еще больше украсть популярную политику Лейбористской партии, почему бы не отменить льготы по НДС для частных школ, чтобы финансировать дополнительных учителей государственных школ? По данным YouGov, 71% поддерживают эту идею и только 19% – против.
Чтобы увидеть, как может развиваться более совершенная модель раннего развития, посетите объединенный детский сад, детский центр и начальную школу Святого Стефана в одном из беднейших районов Ньюхэма на востоке Лондона. Как и детский сад, начальная школа только что получила еще один блестящий отчет от Ofsted по всем аспектам, в котором сообщается, что «к концу первого года подавляющее большинство учеников свободно читают». Школа Святого Стефана принимает детей с раннего детства – для 91% из них английский не является родным языком, треть на бесплатном школьном питании, а многие имеют особые образовательные потребности и инвалидность – и воспитывает их до замечательных результатов в 11 лет, Нина Лалл, Орден Британской империи – рассказал мне директор Динамо со стажем более 20 лет.
«Это потому, что они и их семьи всегда рядом с нами», – сказала она. Она показывает списки ежедневных мероприятий для родителей: от английского для носителей других языков (Esol) до зумбы, продовольственного банка и советов по стоимости жизни, занятий, помогающих родителям играть, готовить и читать с детьми, советов по карьере и обучению, Сеансы патронажных сестер и акушерок, а также беседы для робких молодых матерей.
Церковь Святого Стефана была построена как надежный старт, и некоторым советам удалось сохранить работу нескольких других, хотя большинство из них были разрушены после 2010 года. Лалл жонглирует своими бюджетами, но дела становятся очень трудными из-за сокращения финансирования и роста зарплат учителей.
Программа «Уверенный старт» редко интегрировалась в школы. План Филлипсона больше похож на модель Святого Стефана, предусматривающую в детских садах непрерывное образование от младенца до 11 лет. Лейбористы отказываются использовать ярлык «Уверенный старт», опасаясь, что он предполагает неучтенные расходы, но Дэвид Белл, бывший главный инспектор Ofsted, составляет для них отчет о будущем первых лет: он может выглядеть примерно так.
Однако ожидание плана с указанием затрат делает его открытым для диких нападок, как, например, со стороны Джиллиан Киган, министра образования, в интервью BBC Breakfast с Салли Ньюджент: «На развертывание системы больше всего повлияет то, если Лейбористская партия получит пришли к власти, потому что заявили, что больше не будут заниматься уходом за детьми». Ньюджент заявил об этом, как это следует делать докладчикам чаще: «Это неправда». Политика лейбористов обеспечит больше, а не меньше, чем нынешние неадекватные детские сады – и ее главной целью будет не складирование, а лучшее образование.
Полли Тойнби – обозреватель Guardian.