Главная / Бизнес / Участники торгов Royal Mail, райские острова и пражская недвижимость: вопросы о деловых связях Даниэля Кржетинского
08.06.2024

Участники торгов Royal Mail, райские острова и недвижимость в Праге: вопросы, заданные по деловым связям Даниэля Кометинска

Давние деловые партнеры чешского миллиардера связаны со спорными глобальными сделками с недвижимостью

На эксклюзивной пражской улице Пашской стоит невзрачная коричневая дверь.

Расположенный между магазином дизайнерской одежды и магазином роскошного багажа, он представляет собой ворота в скромный офис на шестом этаже, откуда один из самых богатых людей Чешской Республики управляет своей империей.

В входе нет ничего слишком показного, но внутри офис кричит о богатстве: бумаги, касающиеся последних сделок миллиардера, перемешаны среди многочисленных произведений импрессионистского искусства, некоторые из которых просто валяются на полу.

Это мир Даниэля Кометинска, чешского магната-мультимиллиардера, претендующего на покупку Королевской почты Великобритании, который, пожалуй, больше всего известен своим имуществом, а не работой, которую он выполняет.

В его коллекцию узнаваемых активов входят доли в крупных супермаркетах, таких как Sainsbury’s в Великобритании и казино во Франции; престижные медиа-бренды, включая французский журнал Elle; и владения в двух ведущих европейских футбольных клубах: «Вест Хэм Юнайтед» и «Спарта Прага».

Есть также обязательный портфель элитной недвижимости: парижский особняк и дом стоимостью 65 миллионов фунтов в Лондоне, который, как сообщается, когда-то сдавался в аренду поп-звезде Джастину Биберу.

Тем не менее, это имущество является результатом его немодных инвестиций в энергетический сектор, где Котинск гонится за прибылью – а не за экологическими сертификатами – путем приобретения предприятий по добыче ископаемого топлива со скидкой, в то время как их предыдущие владельцы стремятся к чистому нулю.

В редком публичном выступлении в 2015 году Кометинский сказал: «Мы хотим зарабатывать деньги в отраслях, которые умирают, потому что мы думаем, что они будут умирать гораздо медленнее, чем предполагает общее мнение». Его подход побудил защитников окружающей среды назовите его «ископаемой гиеной».

Тем не менее, несмотря на то, что все внимание обращено на Котетинска, который соперничает за контроль над почтенной и уязвимой почтовой службой Великобритании, гораздо меньше внимания уделяется тихим деловым партнерам, с которыми неразрывно связано его состояние. их участие в спорных сделках с недвижимостью, простирающихся от Чешской Республики до островов Тёркс и Кайкос.

«У него чистая кожа», – говорит один из наблюдателей, предполагая, что за ванильным миллиардером, возглавляющим заявку на приобретение британского учреждения с 500-летней историей, стоят партнеры с менее стерильным стилем ведения бизнеса. «Это не значит, что у него нет автономии, и я думаю, что он очень умный человек».

Связи Кометинска

Коетинский – сын профессора информатики и старшего судьи – изучал политологию и право в Университете Масарика в Брно, прежде чем начать карьеру юриста в инвестиционной компании J&T Finance Group.

Компания была основана в Словакии в 1993 году – в год, когда страна стала независимой после Бархатной революции 1989 года, которая привела к концу коммунизма и бывшей Чехословакии. Это было творение «бывших одноклассников Патрика Ткача и Ивана Якабовича», согласно статье в «Slovak Spectator» за 2008 год, в которой добавлялось: «С самого начала они имели относительно легкий доступ к капиталу и контактам, как и Тка». «Отец Юзефа был главой государственного банка IRB».

В единственной книге, когда-либо написанной о Кометинске, «Мистер К», писатель Жером Лефиллитр пишет: «[Патрик] Ткач работает на интуиции, на эмоциях, на импульсе, но это не идеален, когда вам нужно вникнуть в детали операций. Кометинский, как юрист, имеет это. Вот почему он стал таким важным в J&T».

Этот точный взгляд привел к тому, что он стал акционером J&T, что, в свою очередь, поставило его в центр сделки 2009 года, когда фирма выделила свои энергетические и промышленные активы в новую компанию под названием EPH. EPH владеет рядом угольных электростанций и газовых активов, включая трубопровод, по которому российский газ поступает в Центральную и Восточную Европу, а также британскую компанию, которая в прошлом году была оштрафована на 23,63 миллиона фунтов стерлингов после того, как регулятор Ofgem пришел к выводу, что она обманула энергетический рынок. В компании работает более 25 000 сотрудников по всей Европе.

J&T сохранила за собой 40% акций выделенного предприятия, а еще 40% достались чешской инвестиционной фирме PPF Group и Петру Келлнеру, который был самым богатым человеком Чехии до своей гибели в марте в результате крушения вертолета. 2021. Кометинска, который управлял новым отдельным бизнесом и владел 20% акций, является долгосрочным партнером Анны Келлнеровой, дочери Келлнера.

Более десяти лет спустя Кометинск стал загадочным номинальным главой обширной империи стоимостью 50 миллиардов фунтов стерлингов (43 миллиарда фунтов стерлингов). Его EP Group является основным акционером EPH – части империи, основанной на семи холдинговых компаниях, владеющих долями в энергетическом, логистическом, спортивном, медиа и розничном бизнесе, согласно организационной схеме, предоставленной Guardian миллиардером. советники.

На диаграмме также показано, что – за исключением группы, которая владеет акциями в Вест Хэме и Спарте Прага – все холдинговые компании по меньшей мере на 44% принадлежат «инвесторам, связанным с J&T, включая P Tkac». Эта структура будет повторяться, если Кометинска в конечном итоге приобретет материнскую компанию Royal Mail, компанию International Distribution Services (IDS).

Поэтому кажется странным, что все внимание Королевской почты было сосредоточено на человеке, настолько загадочном, что его прозвали «Чешским Сфинксом». Это выглядит вдвойне странно, поскольку, если Кометинск является воплощением гладкости, то TkàÄ и J&T, по-видимому, обладают немного более грубыми краями.

Райские острова

Территория островов Тёркс и Кайкос лежит в Атлантическом океане, примерно в 200 милях от восточного побережья Кубы, и является одной из 14 заморских территорий Великобритании.

Он состоит из 40 островов и заливов площадью около 190 квадратных миль, включая крошечный Солт-Кей на юго-востоке. Именно там, казалось бы, местный проект строительства роскошного отеля и поля для гольфа привел к тому, что правительство Великобритании ввело правила из Лондона в 2009 году – на фоне обвинений в коррупции против бывшего премьер-министра Майкла Мисика.

Одно из обвинений против Мисика заключалось в том, что он помог словацкому миллиардеру получить привилегированный доступ к покупке, а затем освоению королевских земель. Бизнесмен Марио Хоффманн был близким соратником Ткача и J&T, который лично познакомил Мисика с банком J&T, J&T Banka. Затем банк предоставил премьеру потребительские кредиты на миллионы долларов.

Мисик всегда отрицал какие-либо правонарушения и, как ожидается, получит шанс очистить свое имя в долгожданном суде, который может спровоцировать некоторую тревогу в Праге и Братиславе, учитывая дела Ткача и Кетенского. связи с группой в то время.

На слушаниях может рассматриваться кредит в размере 6 миллионов долларов, полученный Мисиком от J&T Banka в 2007 году, который был предоставлен «на выгодных» условиях от зарубежных спонсоров (J&T) проекта развития на Солт-Кей», по словам Робина Олда. последующий отчет комиссии по расследованию скандала в 2009 году.

Далее в отчете говорилось: «Залогом по кредиту была 50%-ная доля в Salt Cay Golf Club Ltd, согласованная г-ном Марио Хоффманном [с] «компанией, контролируемой достопочтенным Майклом Мисиком». братом брата, «Чал» Мисик, после получения разрешения на разработку, продвигаемого самим достопочтенным «Майклом Мисиком».

Далее Олд предположил, что сделка была частью «схемы» получения «родственником» или близким другом «крупной незаработанной» доли в «девелоперской компании».

Неясно, вернул ли Мисик J&T 6 миллионов долларов. Но подумайте, что могло бы произойти, если бы премьер объявил дефолт. В этом сценарии J&T и Хоффманн могли бы стать владельцами компании, которая внезапно стала ценной после действий премьер-министра Теркс и Кайкос. В то же время у того же премьера осталось бы 6 миллионов долларов в банке.

Настройтесь на рабочий день: каждое утро мы будем предоставлять вам все необходимые бизнес-новости и аналитику.

J&T заявила, что никогда не собиралась владеть гольф-компанией и не видела в этих сделках ничего плохого. «Учитывая статус [политически значимого лица] г-на Мисика, кредитная линия была тщательно изучена с этой точки зрения, и никаких правонарушений на тот момент выявлено не было», – говорится в сообщении.

В своем отчете Олд не согласился.

Рекомендуя провести уголовное расследование, судья написал: «Я обнаружил, что имеется информация о возможной коррупционной и/или иной серьезной нечестной причастности, включая злоупотребление служебными полномочиями, достопочтенного Майкла Мисика в отношении сделок правительства с Марио Хоффманн».

Он сказал, что это включало «потенциальное злоупотребление своим служебным положением путем поиска и принятия кредита в размере 6 миллионов долларов от J&T Banka, когда этот банк за свой счет вел переговоры с правительством по поводу финансирования и участия в развитии Солт-Кей». .

J&T отрицала Guardian, что вела прямые переговоры с правительством Теркс и Кайкос о финансировании, но когда разразился скандал, было приложено очень мало усилий, чтобы дистанцироваться от подробностей в отчете Олда.

Тесное сотрудничество Хоффмана с банком продолжалось в течение многих лет, и когда он расстался с J&T в 2015 году, Ткач заявил: «Я уважаю Марио Хоффманна как профессионально, так и лично. Таким образом, после нескольких лет плодотворного сотрудничества мы договорились о разделении и урегулировании совместной деятельности в J&T. Мы будем сотрудничать друг с другом в проекте по исследованию болезни Альцгеймера».

Хоффманн и Мисик не ответили на попытки связаться с ними.

Ответчик по иску в Нью-Йорке

Хотя связи J&T с Хоффманном вызывают вопросы по поводу решения банка, вынесенного в 2000-х годах, существует второй судебный иск, включающий более поздние обвинения в отношении сделок участника торгов Royal Mail, которые могут привлечь внимание правительства Великобритании. внимание, поскольку он оценивает соображения национальной безопасности поглощения.

J&T была названным ответчиком по делу, возбужденному в Нью-Йорке в 2019 году, в котором утверждалось, что другой чешский миллиардер, Радован Витек, а также его зарегистрированная во Франкфурте компания CPI Property Group (CPI PG) «совершили масштабную схему с целью обмана его деловых партнеров», в том числе инвестиционного бизнеса «Инвестхолд».

Схема, в которой Витек якобы лишил партнерства «наиболее ценных активов… для личного обогащения», стала возможной благодаря «J&T Banka… и его дочерним компаниям», В судебных документах утверждалось, что банк финансировал «почти все мошеннические схемы Витека и был добровольным участником преступлений Витека».

Ткач описан в жалобе как один из «близких друзей» Витека, и судья постановил, что Нью-Йорк является неправильной юрисдикцией для рассмотрения иска, оставив аналогичные дела для рассмотрения на Кипре и в Люксембурге.

Представитель Vitek и CPI PG заявил, что иск Нью-Йорка «основан на ложных обвинениях» и подан с «целью нанесения максимального репутационного ущерба CPI PG». Представитель добавил, что Витек считает, что все претензии «совершенно необоснованны».

Мадди Уотерс рассказал о сделке с Чехией

Между тем, отчет, опубликованный в январе Muddy Waters Research, американской инвестиционной фирмой, которая проводит расследования в отношении публичных компаний, поднял дополнительные вопросы, подчеркнув участие J&T в многомиллионной сделке с недвижимостью CPI в Чешской Республике.

В отчете J&T названа «доверенным лицом» Витека после того, как в 2014 году он, судя по всему, приобрел у CPI две компании по недвижимости, владевшие земельными участками в Праге. Три года спустя Витек продал незастроенную землю обратно компании CPI со значительной прибылью.

В отчете Мадди Уотерса говорится: «Вознаграждение [2014] составило 14,2 миллиона евро». В 2017 году Vitek завершил сделку туда и обратно, продав [холдинговые компании] обратно CPI PG за 50,9 млн евро. Прибыль Витека от поездки туда и обратно составила 30,9 млн евро, хотя ни один из земельных участков не подвергался застройке».

Представитель Vitek и CPI PG отрицал, что «обходной путь» был разработан для того, чтобы наградить Витека более чем 30 миллионами евро, и сказал: «Активы улучшились за прошедшие годы благодаря получению разрешений на строительство примерно 1000 квартир. С момента приобретения в 2017 году CPI PG получила значительную прибыль от недвижимости и рассчитывает монетизировать дальнейшую прибыль».

Представитель J&T добавил: «Мы хотели бы подчеркнуть, что дела [Теркс и Кайкос и CPI PG], о которых вы говорите, связаны с обвинениями в неправомерных действиях клиентов, с которыми у нас были банковские отношения, а не в правонарушениях, совершенных нашей группой».

Представитель Коетинска заявил: «Группа EP недавно получила разрешение от соответствующих органов Франции, Германии и Великобритании на владение или инвестирование в предприятия национального значения. Это включает в себя пересмотр в 2022 году Закона Великобритании о национальной безопасности и инвестициях, в ходе которого не было обнаружено причин, по которым EP Group через свой инструмент Vesa Equity Investment не следует разрешать увеличивать свою долю в IDS до более чем 25%.

«Кроме того, EP Group выпускает публично торгуемые облигации, что требует от международных банков и инвесторов проводить ежегодные проверки «знай своего клиента» (KYC) в отношении EP Group и J&T Capital Partners. Эти банки и инвесторы всегда были довольны сторонами, структурой акционеров и конечными бенефициарными владельцами».

Если оно еще этого не сделало, правительство Великобритании, возможно, захочет задать эти вопросы комплексной проверки в отношении заявки KÅ™etý-TkàÄ-J&T на Royal Mail, еще раз.